Ко
мне обращаются с вопросами и просьбами научить выжиганию по
ткани. Многим очень нравится этот вид рукоделия, а как этому
научиться и что для этого нужно - известно не всем. Попытаюсь
это сделать, насколько виртуальные уроки возможны. Начнём
с прорезного ажурного выжигания
(перфорация на ткани).
Работу
над изделием в стиле декоративного выжигания можно разделить
на два основных этапа: изготовление
эскиза рисунка изделия и выполнение
рисунка на ткани.
Первый
этап
- это выполнение эскиза рисунка
задуманного изделия. Эскиз выполняется в карандаше,
желательно на ватмане или на миллиметровой бумаге в натуральную
величину. Прорисовывается вся композиция изделия. Если возникают
трудности в выполнении рисунка самостоятельно, то можно скопировать
понравившийся или подходящий для данного изделия мотив или
целый рисунок с альбомов, книг, журналов, детских книг для
раскрашивания. Очень интересны и необычны рисунки на обоях,
на расписных подносах и разделочных досках. Но, копируя или
рисуя самостоятельно эскиз вашего изделия, необходимо помнить
о специфике нашего рукоделия.
Основу
прорезного ажурного выжигания составляет вырезание горячей
иглой сквозных отверстий различной конфигурации, формы и размера.
Именно этот способ лежит в основе изготовления множества разнообразных
ажурных вещей. По своему опыту знаю, что начинать осваивать
гильоширование лучше всего именно с прорезного выжигания,
так как это напоминает рисование разнообразных фигурок карандашом
или ручкой, что всем знакомо с детства.
Выжигание
по ткани - это выжигание отверстий различной формы, поэтому
линии рисунка ни в коем случае не должны пересекаться. Иначе
на изделии в месте пересечения линий рисунка образуется дыра.
Также в технике выжигания невозможно выполнить сплошную длинную
линию, так как в этом случае на изделии образуется длинный
разрез, но в рисунках часто встречаются плавные достаточно
длинные линии. В технике выжигания их можно обозначить штрихами
или точками. Для примера рассмотрим выполнение такого распространенного
мотива, как «веточка».
|
- Допустим
у нас вот такой рисунок веточки с листочками. Листочки
мы будем вырезать полностью, а вот саму веточку можно
выполнить одим из двух способов: |
Штрихи
Вдоль
линии самой веточки выполняем штрихи.
|
|
Дырочки
Можно
по линии веточки выполнять мелкие отверстия-точки.
|
|
При
разработке рисунка необходимо помнить, что в нем не должно
быть больших, ничем не заполненных пустот. Иначе красивая
на рисунке композиция будет не совсем интересно смотреться
в изделии.
Законченный,
хорошо продуманный эскиз изделия переснимите на кальку капиллярной
ручкой - и он готов к переносу на ткань.
Второй
этап
- это непосредственное выполнение
изделия по разработанному эскизу. Технология
выжигания рисунка на ткани различается в зависимости от вида
тканей.
Если
ткань прозрачная, то выжигание рисунка производится прямо
по кальке эскиза. На рабочее стекло положить кальку с эскизом
рисунка, а непосредственно на кальку - ткань, из которой будет
изготавливаться изделие. Калька и ткань должны быть хорошо
разглажены и плотно лежать на стекле. Ткань можно закрепить
на кальке с помощью портновских булавок. Перед работой на
отдельном кусочке отрегулируйте накал иглы для данной ткани,
и можно приступать к работе. Иглу следует держать вертикально
и только в некоторых случаях (при нанесении штрихов) слегка
наклонять ее по направлению движения. Ткань изделия не снимайте
с кальки до полного выполнения изделия, чтобы не сместить
рисунок. Если поля стекла не хватает для всего изделия, то
можно сдвинуть ткань вместе с рисунком по ходу работы на более
удобное для работы место. После выполнения всего изделия ткань
осторожно отделите от кальки.
Можно
работать с эскизом рисунка, который выполнен на обычном листе
бумаги, при этом нужно быть внимательным и отрегулировать
накал иглы, иначе бумага может прижечься к ткани и оставить
нежелательные следы, в этом случае можно положить этот лист
под стекло, а ткань - на стекло. При этой технике выжигания
необходимо хорошо закрепить ткань, чтобы она не сдвинулась
относительно рисунка.
Если
ткань изделия малопрозрачная, используйте раздвижной стол
и подсветку снизу, при которой рисунок четче и яснее проступает
через полупрозрачную ткань, что позволяет работать непосредственно
по эскизу (по кальке).
Если
же ткань непрозрачная, работа усложняется. Для выполнения
рисунка в технике аппликации можно использовать следующий
прием. Детали аппликации сначала вырезать иглой из прозрачной
ткани (капрона), а затем положить эти заготовки на изнаночную
сторону непрозрачной ткани в зеркальном отображении и выжечь
по контуру капроновой детали. А нанести всю композицию аппликации
на основную ткань можно при помощи копировальной бумаги для
ткани.
Рисунок, состоящий только из выжигания всевозможных отверстий
и точек, также наносится на ткань изделия с помощью копировальной
бумаги. Целесообразно, переводя рисунок на ткань, делать контуры
рисунка чуть меньше нарисованных на эскизе, чтобы в процессе
выжигания захватывать большую часть ткани, тем самым удаляя
копировальные линии. Мелкие детали, точки-уколы, штрихи можно
наносить от руки, на глаз.
По
материалам книги: "Декоративное выжигание по ткани"
Андрианова Т.Н., Макарова О.Н.
|